Всё началось, пожалуй, с фотографии этого дома в одной из групп словенских любителей фотографии на ФБ. Хорошие это группы, кстати. Добрые такие, без надувания щёк и чванства. И спросить всегда можно, если что-то заинтересовало.
Так я узнала о Коштабоне, из-за неё и поехала на Шавринские холмы, где, конечно, влюбилась в словенскую Истру, и как-то вдруг совсем иначе увидела даже давно знакомые места.
Пожалуй, ещё и погода поспособствовала. Обращали внимание, как грозовые тучи пейзаж меняют? Вот они, тучи эти, и помогли неожиданно кое-что вспомнить, но об этом потом.
Коштабона – типичная истрская деревенька в двадцати минутах езды от Копра, в которой живут около 250 человек. Как обычно, есть старая часть с узкими улочками между каменными стенами, за которыми часто вовсе не видны внутренние дворики, есть и новая часть – построенные уже в настоящее время, окружённые садами дома.
Самое забавное – пытаться узнать возраст этих деревенек. В списках объектов культурного наследия находишь время постройки домов, часто XI-XII век. Можно по архивным записям проверить, данные археологических раскопок посмотреть... И запутаться окончательно, потому как в Словении вообще много таких населённых пунктов типа Оспа, который в письменных источниках упоминается в 1086 году, но прямо на территории самой деревни есть остатки двух поселений доисторических времён и одного поселения, которое звалось Pucinum ещё во времена Древнего Рима (не перепутайте с Римской империей, которой тогда ещё не было), и там же, всё в той же деревне, остались развалины стены давно разрушенного замка, который был построен неизвестно когда у входа в пещеру, в которой с доисторических времён и до турецких нашествий скрывались жители вот всего этого вышеперечисленного, которое находилось на территории одной маленькой деревни, в которой и по сей день живут двести человек. И поскольку, судя по археологическим данным, в жизни этой деревни не случалось ничего такого, из-за чего бы вдруг исчезли однажды все дома и люди, и ясно видно, что вот так здесь всё жило, строилось и перестраивалось с доисторических времён до наших дней, как-то странно было считать годы жизни Оспа, начиная с 1086 года.
Что-то я отвлеклась совсем... Впрочем, всё вышенаписанное можно запросто отнести к очень многим другим городам и деревням Словении. И к Коштабоне, которая в архивных документах впервые упоминается в 1186 году, тоже. Просто эта часть словенской Истры менее исследована.
В очень удобном месте, рядом с парковкой, установлен стенд, каких у нас много в разных местах – карта с изображением и кратким описанием основных достопримечательностей.
И вот уже здесь я удивилась. Три церкви в одной небольшой деревне, две из которых построены примерно в одно время? И останки ещё одной церкви в 800 метрах от той же самой деревни? Просто так такого не бывает.
Давно известно, что очень многие церкви построены на месте древних святилищ. Это везде, во всём мире. И чем старше та церковь, тем больше вероятность того, что именно на этом месте когда-то люди молились другим богам. Это везде так, по всему миру – христианство не на пустое место пришло.
Две церкви в Коштабоне были построены в XV веке – церковь св. Андрея, что на кладбище, и церковь Космы и Дамиана (в русской традиции – Кузьмы и Демьяна), про которую уже совершенно точно известно, что построена она на месте древнего святилища.
Какого? Вот тут опять приходится вспомнить, насколько мы на самом деле не знаем истории. Нет, не потому, что плохо в школе учились)
Причина вовсе не в нас. Во все времена, во всех странах летописцы и историки писали то, что было приемлемо для власти того времени, и не стоит об этом забывать. Оттого и ведутся в любой стране бесконечные споры о том, что было, и было ли это хорошо. Опираться на архивные записи хорошо, но они не всегда есть в достаточном количестве. Записки современников? Я вас умоляю – у каждого человека своё мнение, и оно вовсе не может быть объективным. Что делать, когда на самом деле интересно, что было? Собирать по крупицам, начиная с археологических данных, критично воспринимая вообще всё.
Вот смотрите – про то древнее святилище в Коштабоне сейчас принято говорить, что, мол, посвящено оно было римской богине Боне. Да, было такое дело - римляне эти земли захватили во второй половине II века до нашей эры. Известно, что местных жителей обращали в рабство, отправляли в армию в качестве наёмников. Но нигде вы не найдёте сведений о том, что римляне истребили всех местных жителей и сами на их земле поселились.
Вот тут и возникает вопрос: а на кой римлянам было в чужой стороне строить храм Боны, Благой богини, если вход на территорию ей посвящённого храма в Риме был разрешён только женщинам? Да и официально на праздниках в храмах Боны, которые проходили 1 мая и в начале декабря, могли присутствовать только патрицианки и весталки. И откуда столько патрицианок взялось в Истре, которая для Рима имела в первую очередь военное значение, и где они оборону укрепляли, систему крепостей и сторожевых башен Claustra Alpium Iuliarum строили? Если бы римляне здесь храм строили, то логичнее было бы говорить о храме бога Митры, приносящего победу, которому и посвящались строившиеся в приграничных римских провинциях храмы.
Нет, я бы всё-таки подумала о другой богине. О той, которая под несколько различными именами известна абсолютно всем народам индоевропейской языковой семьи – о богине Иштар, Астар, Аустре, Эостре, Истер или Истре. Всех имён перечислять не буду – устанете читать. И конечно, этой богине поклонялись и народы, жившие на севере Адриатики и в Истрии – этруски, венеты, либурны, иллирийцы, яподы и, собственно, истры, потомки которых так и живут там, где жили их предки, и давно стали частью словенского народа.
И, похоже, Коштабона в те времена на самом деле была очень особенным местом. Оттого-то потом и строилось здесь столько христианских церквей – ведь кроме трёх в самой деревеньке, есть ещё парочка разрушенных совсем рядом, меньше, чем в километре от самой Коштабоны.
Да и до Камня в Кркавче – меньше пяти километров.
О камне же знаете? Говорят, примерно в I веке до нашей эры поставили. А вот всё остальное – гипотезы, и о них я сейчас ничего рассказывать не буду, потому что тогда в этом рассказе получится больше слов, чем камней во всех домах Коштабоны.
Гуляя по узким улочкам, вдруг находишь ещё одну церковь, третью по счёту.
И вот эта церковь блаженного диакона Элио пока ещё для меня – главная загадка.
Когда-то это был обычный крестьянский дом, построенный ещё в 1446 году на месте и из камней дома прежнего. А нынешний свой вид церковь приобрела не так давно - в XVIII веке, в 1742 году.
Согласно официально уже признанной легенде, в I веке нашей эры в этой обнесённой крепостной стеной деревеньке, в обычном крестьянском доме родился будущий блаженный диакон Элио (Blaženi diakon Elio), будущий апостол Аэгиды (как назывался в те времена нынешний Копер), миссионер, принесший христианство в Истру ещё в первом (!!!) веке нашей эры. Точная дата его рождения неизвестна, а вот умер он 18 июля 56 года. То есть, 1965 лет назад. Мощи его хранятся в главном соборе Копра.
Я рыла в целой куче книг и документов, приставала к местным жителям, честно присылавших фотографии страниц книг, которых сама я найти не могла. Блаженный Элио (или св. Лия / Lija, как его местные жители называют) помог встретить очень много интересных людей, узнать много нового, но никак не разобраться с его собственной историей так, чтобы уже больше к ней никогда не возвращаться.
Впрочем.... Как не возвращаться?
Есть что-то очень особенное в этой деревне. И это вовсе не только моя нежная любовь к старым камням и интерес к истории словенского народа.
Здесь есть какая-то совершенная особая атмосфера, особая энергия, не до конца понятная, но притягивающая.
И случается, что просто вдруг подрываешься и едешь туда, в те Шавринские холмы снова и снова, и любуешься этими древними деревеньками на холмах.
И ехидно ухмыляешься, читая про то, что это всё так похоже на Италию.
Потому что не было ещё здесь никакой Италии и уж тем более итальянцев, когда уже стояли эти деревни-крепости.
Помните, в самом начале я грозовые тучи упомянула? Вот когда случается такое небо, очень ясно видны очертания деревень – очень мало изменившиеся на самом деле по форме деревни кастельерской культуры.
Сколько им может быть лет? Они здесь, в Истрии, появились в эпоху бронзового века – примерно в XV-III веках до нашей эры, и постепенно распространились на северо-восточные области нынешней Италии. А вот название «кастельере» им дали римляне, пришедшие сюда только во II веке до н. э. Та территория, на которой согласно исследованиям археологов, находятся поселения кастельерской культуры, соответствует территории, на которой в то время жили либурны и истры.
Впрочем, почему «жили»? Они там и теперь живут....