Зачем меня в Родик занесло? Не знаю, честно. То ли чуйка какая-то есть, то ли просто случай, но до Иллирской Бистрицы я так и не доехала в тот день.
Глянула на Чук, как-то вдруг вспомнила не так давно виденные снимки того городища, что на самом верху холма... ну, и свернула.
Родик - просто деревня неподалёку от Козины.
Живут там примерно 300 человек и, конечно, есть здесь и церковь, и школа, и три гостильны, одна из которых, Mahorčič, в минувшем году Мишленом была отмечена.
Есть и туристические крестьянские хозяйста, и бриневец там варят, и джин тоже делают.
Деревня старая, расположена неподалёку от той дороги, которую ещё римляне проложили.
Места там интересные и историй занятных много. Историй разных – и вроде бы совсем сказочных, и вполне реальных, документально подтверждённых.
Оно-то, конечно, в каждом уголке Словении – свои легенды. Но те легенды и мифы, что туристам рассказывают – они как тонкое покрывало, скрывающее от посторонних огромный мир древних верований, традиций и истории народа. Истории настоящей, не переделанной в угоду королям, императорам, политикам, управлявших этой землёй в то или иное время.
Ещё в те времена их скрыли, когда огнём и мечом христианство насаждалось, а ведь в западной части Словении с язычниками (или староверами, как они сами себя называют) даже итальянцы боролись, когда после первой мировой войны эту часть страны к рукам прибрали.
Без особого успеха, кстати – только ещё лучше скрываться научились.
Не буду здесь расписывать долгой истории о том, как так случилось, что именно здесь, где встречаются Крас и Бркини, в Родике, пересеклись работы самых разных этнологов, археологов, историков с тем сборником мифов, которые тщательно записывала родившаяся в Родике этнолог и историк Ясна Майда Першолья (Jasna Majda Peršolja), и с результатами особого интереса именно к этим местам Марко Погачника, известного словенского художника, скульптора, исследователя геомантии, которому было присвоено почётное звание «Артист ЮНЕСКО во имя мира» – точно звёзды так сошлись.
В результате случился интереснейший словенско-хорватский проект – Mitski Park, объединивший словенский Родик и хорватскую Требишчу (Trebišća, Mošćenička draga), Перуна и Мокошь, следы первых славян, переселившихся на эту землю, и тех, кто уже жил там в то время.
В Родике стоит сразу заехать в информационный центр, расположенный на главной улице.
Там и вся информация, и очень нужная карта, и совсем классная вещь – приложение для телефона, если вы решите по маршрутам гулять без гида.
Гиды тоже есть, но вот с ними будьте осторожны!
Я в том информационном центре познакомилась с совершенно замечательной Валерией Пучко (Valerija Pučko), в результате вообще забыла о времени и протрепалась там часа три.
В Родике 12 мифически-фольклорных точек, два маршрута. Пешком доступны оба.
Но вот нижний, Babin krog, удобнее для велосипедистов. Верхний, Lintverjev – если ваш велосипед не городской и не какой-нибудь шоссейный, и если вы любите велосипедные прогулки по пересечённой местности на холмах. Лучше пешком.
Каждая из этих точек – то самое место, с которым связаны те устные мифы-предания, о которых я выше писала.
И именно в этих местах вы сможете прослушать мифы с помощью приложения или прочитать их на листах, которые находятся на самих точках.
Подробно не хочу рассказывать – лучше всё своими глазами посмотреть и послушать.
К тому же, на сайте парка подробно расписаны варианты проведения целого дня в Родике, Требишче и окрестностях, даны ссылки на тамошние гостильны, рестораны и туристические крестьянские хозяйства - https://mitski-park.eu/obiscite-mitski-park/
Карту тоже можно на сайте найти.
Только не забудьте – всё, что вы там услышите и увидите, на самом деле не выдумки и не сказки. Уж слишком много совершенно реальных объяснений всему, о чём говорится в местных преданиях.
Римляне, что пришли сюда ещё в I веке до нашей эры, следов много оставили. Но вот что интересно: рассказывая о них, гиды отчего-то совсем забывают упомянуть тех, на чью землю те завоеватели пришли, что тут раньше было и кто здесь в те времена уже жил.
Вот, кстати, порой думаю, что живописностью расположения многие словенские деревеньки именно римлянам и обязаны.
Римляне же как обустраивали жизнь в колониях? В города и крупные поселения перевозили своих граждан, между ними делили плодородные земли в долинах, а коренных жителей вытесняли на склоны холмов и гор. Коренные эти жители не были рабами, но и римскими гражданами не были.
Эти неграждане – перегрины – имели полное право (и обязанность) платить налоги и служить в вспомогательных войсковых соединениях римской армии.
И, конечно, сразу после завоевания началось строительство дорог. Оно-то, конечно бесспорно – дороги римляне строить умели, огромной империи без них невозможно было обойтись, но очень многие из тех дорог были вымощены по уже проложенным путям и часто проходили по землям, которые были собственностью перегринов.
Только не пугайтесь – сильно историей я вас грузить не буду хотя бы потому, что если вообще всё про эти места здесь рассказывать, то уже книжка получится.
Но вот кое-что упомянуть всё же стоит. Так что если история словенского народа вас не интересует, дальше лучше не читать)
В 1842 году неподалёку от Родика шли ремонтные работы на этой дороге, римлянами когда-то проложенной. И во время тех работ нашли камень с надписью на латыни. Так и узнали о том, как упёрлось местное племя рундиктов строительству дороги на своих землях в самом начале первого века нашей эры, во времена императора Клавдия – до суда дело дошло, и пришлось богатенькому римскому гражданину Лайкании Басу пожертвовать куском своей земли. Перенесли дорогу.
Рундикты жили на тех холмах у нынешней Козины – там довольно много городищ , когда-то укреплённых поселений. Одно из них находится на самом верху холма Чук.
«Сказка – ложь, да в ней намёк», - все мы это слышали, но не так много на свете тех, кто всерьёз задумался.
Так вот, в деревне Родик, что расположилась под Чуком, из рода в род передавались то ли сказки, то ли легенды, связанные с ближайшей округой и, конечно, с айдами – теми, кто жил в этих местах до прихода людей.
Айды в таких преданиях разные в разных уголках Словении - то великаны, шагающие с горы на гору, то маленького росточка, смуглые, кучерявые. Но все совершенно точно нехристи-язычники, что, собственно, само это слово и обозначает в переводе с немецкого.
В Родике тоже рассказывали о айдах, живших на самом верху холма Чук (Čuk), но вот здесь уже начинаются какие-то интересные совпадения.
Здешние айды жили в каком-то очень тесном соседстве с людьми, в одной деревне, но во всех этих полусказочных, полуреальных историях, что передавались от поколения к поколению, айды жили в верхней части, а люди – в нижней.
При этом сама деревня Родик находится прямо на стыке двух формаций – флиша и карста, граница между ними очень чётко видна в самой деревне.
А своеобразное деление между жителями верхней и нижней части Родика сохранялось до совсем недавних времён. Даже на старом кладбище их вперемежку не хоронили: те, что с верхнего Родика, лежат по одну сторону, те, что с нижнего – в другой стороне.
Есть такое предположение, что на этой территории одновременно жили влахи и славяне.
Кто такие влахи (они же волохи, а в латинском - вольки)? С ними вообще интересно.
Вольки/влахи вроде как происходят из нынешней Баварии, входили в конфедерацию кельтских племён, вместе с галлами вторгались в Древнюю Македонию, а потом Римская империя их подобрала под себя, романизировала, и теперь порой кажется, что только в этимологических словарях и можно найти их реальные следы.
Но бесследно они, конечно, не исчезли, их потомки – все восточнороманские народы. И представители одного из них, чичи, и по сей день живут в Чичарии, которая тянется от словенской Козины до хорватской Риеки, на территории которой и есть теперь этот очень занятный Mitski park.
Ладно, хватит уже о многим скучных деталях. Лучше поезжайте там погулять)