Goriška Brda – совершенно райский уголок в стороне от автотрасс, на самом западе Словении. На самом краю славянских земель.
Несколько раз мне случалось прочесть, что это - пограничная территория не только между Словенией и Италией, а граница между славянскими и романскими языками.
Граница... Нынешняя граница между Словенией и Италией была определена через несколько лет после окончания второй мировой. На карте она выглядит странновато, мягко говоря – по сей день из Словении в словенский регион Брда мы ездим чаще всего по дороге, расположенной на итальянской территории. И в этом коридоре, с сохранившейся высокой сеткой по обе стороны, ещё осталась парочка знаков про то, что фотографировать запрещено.
А я всякий раз вспоминаю, как мне живущие в тех краях друзья-словенцы рассказывали о том времени, когда в 50-х годах оказались их мама с тётей по разные стороны границы, и надо было сёстрам ехать до пропускного пункта, а потом по территории Италии - в обратную сторону. Легче было просто покричать и руками помахать друг другу. Хотя, конечно, ездили.
И по сей день в некоторых регионах Италии говорят по-словенски - на родном языке.
Ох, сколько радости было во многих семьях, когда после вступления Словении в ЕС граница фактически перестала существовать!
Бутылку на столе видите? Сейчас подробнее расскажу.
История давняя, 2008 года. Сын друзей наших в ту пору заканчивал учёбу в магистратуре по направлению винодельческий бизнес. Учился он в Триесте вместе со своим давним приятелем Робертом Принчичем, также выросшем в семье потомственных словенцев-виноделов, только в итальянской части Брд (которую итальянцы и русские называют Доленья-дель-Коллио). И оба – каждый в своём винном погребе – в то время пробовали сделать игристое вино классическим (шампанским) методом исключительно из винограда сорта Ребуля, которого в то время на рынке вообще не было.
И вот когда граница между двумя частями Брд перестала существовать, родилась у них идея - вино без границ и преград. Своё базовое вино Роберт Принчич делал у себя, в Gradis'ciutta, что на итальянской стороне, а Матьяж Четртич своё - в погребе Ferdinand, в словенском Койско.
Ассамбляж делали у Матьяжа, а в арендованном винном погребе в Бильяне новорождённое Rebolium Sinefinis и выдерживалось в течение трёх лет.
На приёме в честь Дня республики в посольстве Италии в Любляне в тот год пили Rebolium Sinefinis.Правда, яблоко для этого должно быть просто суперсупербиоэко, а не то, что продаётся в магазинах и месяцами может лежать где угодно, стойко не поддаваясь никакой гнили.
А знаете, что такое "тарцент"? Непременно загляните в винные погреба на Брдах - к Мартинованью будут везде на бочках или рядом.
Это веночек такой, украшенный больше или меньше, но обязательно сделанный на той проволоке, которую используют в виноградниках, составленный из тринадцати веточек виноградной лозы. Почему именно тринадцать? А потому что именно столько букв в просьбе к святому Мартину беречь вино: "Martin, varuj ga"!
Кстати, о сливах: здесь, в Брдах, делали "прунелы", которые продавались отсюда по всему миру - в Германию, скандинавские страны, Россию, в Америку!
Что это такое? Выглядели прунелы как золотистые медальоны, размером с большую монету - ну, как пятак советских времён.
Сначала надо было отобрать правильные сливы - не большие и не маленькие, дозревшие, но не перезревшие и не увядшие. Каждую сливу нужно было тщательно очистить от кожуры, чтобы не осталось даже крохотного кусочка. Потом они окуривались серой и выкладывались на солнце. И не приведи господи, чтобы поутру роса выпала - от неё сливы темнеют, а это уже никак нельзя! Дня через три их опять слегка окуривали, потом удаляли косточки и собирали, сжимая, по парам, да так, чтобы медальончик получился.
Если далеко отправляли, то изнутри посудину обкладывали лавром.
Из 600 килограммов свежих слив получалось примерно 100 килограммов прунел. Стоили они дорого, но понятно же, что прибыль доставалась в основном торговцам - крестьяне как-то никогда особо зажиточными не были, да и не будут. Как ни жаль...
Но цифра, которая меня убивает наповал - некоторые женщины умудрялись за день почистить по 120 кг слив!!!
Крохотный клочок, на котором ещё есть места, в которых я ещё не была, хотя и очень хочется...
Крохотный? А только винный погреб Goriška Brda ежегодно продаёт вина примерно на 14 миллионов евро! Как это у них получается?
Брицы, жители Горишких Брд, народ особенный.
Есть такое мнение, что во многом это связано с тем, что с XVI-XVII веков в этих краях поселилось много ускоков. Сами-то себя они так никогда не называли. Бежавшие от турок во времена усиления Османской империи, эти люди становились надёжными защитниками границ империи Габсбургов и Венецианской республики. Прославились они и пиратским промыслом в Адриатике. А о кодексе чести ускоков читали? О том, что главным своим достоинством как воинов ускоки считали честь, которой они дорожили и потерять которую боялись больше смерти? О коллективной ответственности, отношениях?...
Ускоки - это прежде всего Шмартно и Виполже, и появились они здесь только в XVII веке, во время войны на территории нынешних Хорватии и Словении, в которой, с одной стороны, участвовали Австрия и Испания, а с другой стороны, Венеция, Голландия и Англия.
А жили здесь венеты. Чуть в сторону - карны, немного южнее - истры. Впрочем, почему "жили"? Их потомки-то здесь и живут...
История Шмартно началась намного раньше - как утверждают археологи, люди здесь живут примерно пять тысяч лет.
И вино давно делают - неподалёку, в Голо Брдо, раскопали они и останки римского дома античных времён, а в нём целую гору виноградных косточек.
С давних времён из уст в уста передаются легенды о первых походах римлян - это ещё II век до нашей эры.
Так вот, дошли они до нашей бирюзовой красавицы Сочи, а через реку никак перейти не могли - мостов-то не было ещё. Разбили лагерь на берегу, да и отправились воины в покрытые лесами холмы за брёвнами - мост строить.
День проходит, два, три - не возвращаются. Послали им на помощь ещё один отряд - та же песня. Кое-как римская армия переправилась переправилась вброд через Сочу, очень скоро дошли они они до ближайшей деревни, там своих воинов и нашли - все живы-здоровы, вино пьют, с девицами забавляются.
Говорят, именно в Брдах и открыли для себя римляне белые вина.
Как на самом деле было, нам уже не узнать, но римские монеты тех времён в Шмартно находили, да и в основании церкви и сейчас можно увидеть встроенный римский нагробный камень. Две башни на южной стороне Шмартно построены на останках старых укреплений - возможно, возведённых ещё тогда.
В нынешем виде - построенное в форме неправильного овала, окружённое стеной, с семью башнями - Шмартно стоит с начала XVI века, хотя в письменных документах упоминается ещё в 1317 году.
Кстати, а знаете, какой подземный резервуар для воды там, под той парковкой перед воротами? Около 600 кубометров как минимум, а в пиранском - всего 250-300.
Последний раз его ремонтировали больше сотни лет назад, в 1912 году, больше пока не требуется - прекрасно воду держит.
Эх, о Шмартно можно бесконечно рассказывать, но рассказы эти лучше слушать именно там. Эти старые стены многое видели.
А можно и ничего не слушать, а просто побродить по древним улочкам-"гасам". Хороший повод - день святого Мартина, имя которого носит и церковь, и сама деревенька.
Представляете, как важен этот праздник благословления вина в старом винодельческом регионе?
Впрочем, есть ещё очень важный праздник – Иванов день. Летнее солнцестояние праздновалось повсюду, как тот праздник ни называй – Ивана Купала, Иван Травник, Колосок, Ярилин день, Крес... Это уже потом, с принятием христианства, оказалось, что праздновать-то можно, но не стояние солнца, а день рождения Иоанна Крестителя. В древнерусском языке этот праздник назывался Кресъ, так же его часто называют и здесь.
И совсем не удивительно, что многие словенцы называют цветущую в это время ромашку «иваншчица» (ivanjščica), правда? Однако обязательные к Иванову дню венки плели здесь, в Брдах, из жёлтых ромашек или календулы. Такое «солнышко» вешалось на входных дверях, на воротах, чтобы оградить и семью, и всю живность от злых духов, всяко-разных напастей и природных катаклизмов. Когда зажигался огонь, несколько цветков из этого же венка бросались на очаг.
А если в доме была невеста на выданье, в венок непременно вплетали красный цветок.
Можно заглянуть в дом-музей, посмотреть, как жили брицы на протяжении веков.
Все винные погреба здесь будут на Мартиново, все вина Горишких Брд.
Правда, выглядеть деревенька будет совсем не так, как на этих фотографиях - и не только потому, что все улицы будут заполнены народом.
Шмартно постоянно обновляется. Дом за домом, закоулочек за закоулочком - реставрация идёт постоянно, и каждый раз, приезжая, нахожу, чему порадоваться.
Непременно обратите внимание на фотографии на стенах домов. На них можно увидеть Šmartno до реставрации и после. И висят они именно там, где эти фотографии были сделаны. Присмотритесь!
Непременно загляните в Марицу - там, кстати, тоже можно и поспать, и поесть. И недурно. Вся информация - на их сайте.
Но имейте в виду - так пустынно около Марицы бывает только в будний день. На Мартиново и вовсе столики заранее стоит резервировать.
Есть ещё маленький магазинчик, мимо которого я никогда не прохожу - Nona Luiza. Кстати, вся косметика, которую делает Катюша, сделана на основе оливкового масла из садов, принадлежащих их семье.
Как поверить, глядя на очаровашку - Шмартно, что и без того древние дома были почти разрушены землетрясением 1976 года?
Понимаете, почему я всё время повторяю, что брицы - народ особенный?
Да, вот ещё деталька из истории. Помните, кто такие колоны?
Это ещё из времён Западной Римской империи словечко - те крестьяне, которые не были совсем уж собственностью феодалов (что началось позднее повсюду), а фактически рабы земли. То есть это были свободные люди со всеми правами и обязанностями граждан - в армию их тоже забрить можно было, и жениться имели право без спросу. А со своей земли - нельзя. Колоны имели постоянно один и тот же особый участок земли, который передавался по наследству детям, но собственниками земли они не были - за пользование землёй нужно было платить землевладельцу.