Винодельческий регион Прлекия (часть вторая)Ещё один день в Прлекии
- Тебе же рано на уроки на следующий день! Как ты работать будешь?! – как всегда разумно спрашивает милый, когда я ему сообщаю, что еду в Прлекию, и как-то уж очень скептично качает головой, когда я начинаю его горячо убеждать в том, что вопрос – фигня, и поскольку часов в восемь вечера я наверняка вернусь, мне ничто не помешает выехать на следующий день на работу в половине седьмого.
Ехала я с группой туристических журналистов Словении, и это вдвойне интересно – даже когда приезжаешь в хорошо тебе известное место, есть чудесная возможность увидеть его иначе, другими глазами.
А тут ещё и экскурсовод, Станко Ивануша – прлек, сам влюблённый в родные места, знающий всё и всех, готовый в любой момент ответить на любой вопрос.
Прлекия начинается, конечно, с завтрака.
Столы в крестьянском хозяйстве Ozmec нам накрыли прямо перед свинарником.
Ой, вот только носы не надо морщить! Это правильный свинарник с очень правильными поросятками. Стоило мне выложить видео с хрюшками в инстаграме и на фейсбуке, как сразу появились комментарии про то, что так можно вегетарианцем стать, милашек есть грех и проч.
Только через несколько часов появилось долгожданное и очень близкое мне: «Когда я вижу такую ухоженную и чистую скотину, испытываю огромное уважение к фермеру».
Впрочем, вы судите сами, но свинки вот так живут:
Я родилась и жила большую часть жизни в центре города. Мало того – и бабушки мои жили в городе, в квартирах, так что впервые в деревню я попала не проездом только будучи уже студенткой первого курса – в те времена нас сначала на уборку винограда отправляли, и только потом уже начинали учить.
Впрочем, то был не только первый, но и последний раз, так что российской деревни я не знаю, судить и сравнивать не буду – может, и там сейчас всё совсем-совсем изменилось.
В словенские деревни я влюбилась с первого взгляда, и восхищаюсь ими по сей день.
Во времена социалистической Югославии здесь никаких частных винных погребов и в помине не было – только крестьянские кооперативы, комбинаты.
И вот в то самое время, в 1971 году, Станко Чурин, винодел из Прлекии, купил гидравлический пресс. К тому времени у него уже было около десяти гектаров виноградников, выращивал он шипон (фурминт), лашки рислинг (welschriesling), совиньон, мускат оттонель.
Чего стоило Чурину не только стать первым частным виноделом Югославии, но и получить золотую медаль за свои вина – отдельная история, на бегу не расскажешь.
Станко Чурин первым здесь начал делать ледяные и заизюмленные вина, вина из подвяленного винограда, первым сделал игристое классическим методом из ледяного вина.
Его вина были признаны лучшими и награждались медалями в Брюсселе и Лондоне, продавались во многих странах мира и поставлялись британскому королевскому двору. 27 раз его вина получали престижный титул чемпиона на международных выставках, 208 больших золотых медалей, 479 золотых, 86 серебряных...
Но самое важное – не только достижения самой винодельни Čurin–Prapotnik. Станко потянул за собой других.
Прежде всего – своего ближайшего приятеля и соседа, такого же заядлого охотника, винодела Йоже Куплена.
Следом за Чурином и Куплен начал выпускать свои вина в бутылках, но в то время даже просто купить бутылки и пробки было практически невозможно.
Пробки они ввозили из соседних стран, пряча от таможни как только могли, а вот собирать бутылки помогали все гостильны в округе.
«Он был как тягловой конь для всей Прлекии», - говорит Само Куплен, возглавивший винодельню Kupljen после смерти отца, - «В каждой отрасли, в каждом регионе нужен свой образец, икона – человек, за которым пойдут другие. Неизвестно, как бы развивались Брда, если бы не Aleš Kristančič–Movia – посмотрите, он же потащил за собой всех, как локомотив»
Почему перед каждым рядком виноградной лозы сажают розы? Никакой романтики! Просто по ней сразу видно, не завёлся ли какой вредитель - именно розы больше всего подвержены нападению клещей и поражению мучнистой росой.
Как сажать лозу, чтобы корни её уходили как можно глубже в землю, почему именно такое расстояние должно быть между рядами при той или иной высоте лозы, и какое имеет к этому отношение золотое сечение...
Само Куплена можно часами слушать, честное слово. Да, кстати, он же винодел только по выходным, а всё остальное время – управляющий компании Bauhaus в регионе Центральная Европа.
Впрочем, вообще здесь, в регионе, где нет и не было никогда никакой промышленности, кроме сахарного завода, закрытого после вступления Словении в ЕС (квоты на производство – знаете же?), практически все совмещают работу в своём хозяйстве с работой где-то ещё.
Ежедневно с раннего утра люди разъезжаются на работу в Ормож, Птуй, Марибор, Грац – по всей восточной Словении и в ближайшие районы Австрии. Только сельским хозяйством не прожить никак и никому.
И, конечно, кое-кто из молодых уезжает – тяжело. Но всё же строятся новые школы и новые детские сады, стадионы и дома для пожилых людей.
Вон, в общине Св. Томаж и широкополосный интернет в каждом доме.
А вот здание администрации общины скромно разместилось в этом домике - им хватает
И в последнее время резко, очень активно стал развиваться туризм.
Здесь, в Прлекии, я чаще всего встречаю австрийцев и немцев. Оно и понятно - чистенькие словенские деревеньки в сочетании с хорошим вином и домашней, качественной кухней по приемлемым для них ценам не могут не привлекать.
Мир и покой, чистейший воздух, близость термальных курортов и Словении, и Хорватии, возможность поохотиться и порыбачить - рай для души, измученной жизнью в большом городе.
А хозяева? Доброжелательные и приветливые трудяги-прлеки, очень часто говорящие по-немецки и по-английски, не могут не расположить к себе.
Вот посмотрите, как выглядит комнатка для дегустации в старой винодельне Brumen - точно так, как и сотню-другую лет назад, но чистенько, опрятненько, душевно.
А уж как в Прлекии принимать гостей умеют....
Нет, мы не есть приехали - поговорить зашли на пять минут.
Вот что очень здорово – это то, что три общины объединили свои усилия. Поодиночке всё сложнее и дороже. А ещё мне очень нравится Андрея Брглез (Andreja Brglez), руководитель отдела по развитию туризма общины Ормож, с которой мы случайно познакомились когда-то на туристической выставке Alpe Adria, и в последнее время почему-то часто встречаемся.
Андрея и глава общины Ормож Даниэл Врбняк встречают нас у замка, у аллеи почётных граждан, где не так давно был установлен бюст Станко Чурина.
Эх, если бы российские главы администраций городов и районов были бы так открыты, если бы они все так болели душой за развитие своей общины... Ладно, не отвлекаюсь.
Главы трёх общин - Даниэл Врбняк (Danijel Vrbnjak), Мирко Цветко (Mirko Cvetko), Юрий Борко(Jurij Borko) сопровождают журналистов весь день, сменяя друг друга, отвечая на все вопросы, приглашают приезжать в любое время, обещая любую помощь и информацию в любое время.
И я уже не знаю, кто из них на самом деле лучший гид – то ли кто-то из этих глав-«жупанов», то ли наш совершенно бесподобный Станко Ивануша, то ли Андрея... Нет, ну в том, что касается вина и виноделен, то с Андреей сравниться никто не может точно – она же по профессии энолог, и долго работала по специальности.
И после этой поездки я и вовсе совершенно уверяюсь в том, что эти люди уж точно своего добьются...
Эх, опять меня занесло))
Мы же в тот день побывали ещё и в замке Велика Неделя - тот самом, в котором когда-то и обосновались крестоносцы.
И даже заглянули в самую старую его часть - то, что прежде часовенкой было, ещё до 1199 года
Но в один пост целого дня никак не втолкнуть.... Ещё же и маслозавод был в Središče ob Dravi - тот, где делают невероятно вкусное тыквенное масло и многое другое
Но об этом я тоже ещё потом как-нибудь расскажу, и заодно ещё про то, что можно вообще натворить из тыквенного масла и тыквенных семечек - я там рецептами запаслась)
А как потом ночью из того маслозавода нас на бричках везли, показать не смогу - без вспышки никак не снять, а коней пугать не хотелось.
И тех бричек столько, что большой автобус туристов можно легко по ним рассадить и на лихих конях в упряжке прокатить между виноградниками!
Покажу я сегодня только ещё одно крестьянское хозяйство. Остальное - потом как-нибудь.
Прлекия - она ж неисчерпаемая, и погода там часто намного лучше, чем во всей остальной Словении.... Вы знаете, что там больше 200 дней в году сияет солнце?
В крестьянском хозяйстве Hlebec мы собирались вообще просто пообедать...
Ну, поговорить-то тоже, и винный погреб посмотреть – опять же, несколько поколений виноделов сменилось.
Но это же Прлекия – коль уж до них гости доехали, кто их просто так отпустит?! Домой я, конечно, только после полуночи явилась)
Вот вам кусочки Мартинованья – так или чуть по-другому оно по всей Словении проходит в ноябре.
А к нам оно пришло у Хлебца - весь обряд благословления вина. Мужик в клетчатом пиджаке - муст ("мошт")
Меня зовут Жанна. Училка и бабушка одномоментно - что может быть зануднее этого сочетания?! Можно добавить ещё чуток, зловещий такой оттеночек - я ещё и мачеха впридачу.