Вполне реальная криминальная история Убийство в замке

Прогулка по Словении :: Убийство в замке :: Sprehod.com

Как-то прежде не случалось мне пошляться по Горянцам, хотя не раз проезжала через них в Белу Краину.

Горянцы вы же знаете, да? Это та часть Динарского нагорья, что лежит на границе между Словенией и Хорватией, и которую хорваты, сербы и русские называют Жумберак, а наши германоязычные соседи Uskokengebirge, практически – «горы ускоков». Сразу, одним только названием – и рельеф, и история, и особенности местных жителей.

Что меня туда занесло? Да Вальвазор же! Именно здесь, в Горянцах, во дворце Vrhovo, он впервые увидел молодую баронессу Ану Максимилу Цечкер, которая и стала его второй женой в 1687 году. И даже бракосочетание здесь случилось – в часовне дворца.

N75_7582.JPG

А как Вальвазор в своей книге нахваливал Горянцы с их виноградниками и великолепными лесами, каштанами, по размеру и вкусу превосходящими итальянские!

Упоминал Вальвазор и стоявший неподалёку замок Gracarjev turn (Грацарев турн), который построили братья  Grätz из белокраинского местечка Gradac .

Вот тот замок, который в документах описывается впервые в 1311 году, был больше на башню похож. Потому «turn» и называется. Но, как и все замки, достраивался, перестраивался, для защиты от турков приобрёл на южной стороне две башни с бойницами наверху, и к XVI веку выглядел примерно так:

Valvasor_-_Grad_Gracarjev_turn.jpg

Впрочем, мало ли больших и малых замков в Словении... Почему именно об этом решила рассказать?

Даже не потому, что Gracarjev turn – один из редких в Словении замков, хозяева которого  после второй мировой войны и произошедших в стране перемен остались там жить. Более того – остались хозяевами замка. Почему? Даже оккупированные «Легионом смерти» - вооружённым формированием так называемых «домобранцев», коллаборационистов, поддерживавщих итальянских оккупаторов - семья Рудеж-Шёппл (Rudež – Schoeppl) помогала партизанам. Но это отдельная, большая история...

Именно здесь, в тихой деревеньке Храстье, почти 36 лет назад была убита 54-летняя медицинская сестра Люблянского клинического центра, совладелица замка  Грацарев турн , Неда Шёппл Зонвальд.

N75_7605.JPG

Осмотр места происшествия потряс криминалистов – пол, стены, потолок спальни были в крови. Тело Неды обнаружили неподалёку от охотничьего дома на Вахте – в 35 километрах от замка.

Проводивший экспертизу тела доктор Янез Струхар (dr. Janez Struhar) пришел к выводу, что Неда не сопротивлялась, а причиной смерти стала даже не огнестрельная рана, а совокупность всех полученных травм – на голове покойной обнаружили более десятка ран, нанесённых каким-то деревянным предметом. То, что женщина не пыталась защищаться, можно было объяснить либо шоком, либо тем, что преступник был не один – кто-то должен был держать её во время страшного избиения.

Но кто? Следователи пришли к выводу, что единственным мотивом могло быть завладение имуществом  Неды – личных врагов или даже недоброжелатей у женщины не было.

Однако жила она скромно, и всё, что у неё было- долевая собственность на замок. Согласно завещанию, оставленному умершим за два года до происшествия Херберта Шёппла, хозяйками Грацарева турна остались его дочери, Неда и Вита.

N75_7599.JPG

Сёстры не жили постоянно в замке ещё в то время, когда жив был их отец, но погостить приезжали.

Долгие годы после второй мировой Херберт водил экскурсии в сохранившуюся в замке комнату Янеза Трдины, но со временем и это стало тяжело для него. Хотя соседи считали, что виной тому было не состояние здоровья, а одиночество после смерти супруги и отъезда дочерей.

Херберту было уже 77 лет, когда случилась его первая встреча с Валтом Юречичем ( Valt Jurečič), молодым инженером-электротехником из Метлики, и, говорят, во время той первой встречи они очень крупно поспорили.

Valt Franc Jurečič.jpg

Авторитетнейший сейчас специалист по геральдике и вексиллологии, автор не менее 60 гербов словенских городов и общин, Валт Юречич к 1969 году уже лет восемь серьёзно занимался геральдикой.

Что был за спор – никто не знает, однако после той первой встречи Юречич стал часто наведоваться к Херберту, и вскоре замок будто пробудился – начался ремонт. 

Во дворе замка появились груды строительных материалов, местами обновили крышу, заменили электропроводку, оштукатурили и покрасили стены ... Перемена произошла настолько стремительно, что об этом писали доленькие газеты.

Вита, старшая дочь, радостно говорила о том, что всё это – заслуга Валта Юречича. Да и сам хозяин замка был настолько благодарен молодому другу, пробудившему в нём волю к жизни, что подарил ему несколько зданий – конюшни и примыкавшую к ним бывшую хозпостройку, стоявшую у самой дороги, на углу поместья, после ремонта ставшую домом Валта.

На фотографии внизу часть дома Валта Юречича хорошо видна

N75_7601.JPG

Конечно, все работы оплачивал хозяин замка, но руководил ими и контролировал работу строителей его молодой друг. Совершенно бескорыстно, из любви к истории и горячего желания сохранить культурное наследие своего народа – так он сам говорил.

Если порыться в газетах того времени, можно найти целый ворох хвалебных статей о Валте Юречиче.

Однако многие почему-то Валта не только любили, но и старались держаться от него подальше. Кто-то подозревал его в корыстолюбии, другим он казался просто высокомерным и чванливым, третьи подсмеивались над тем, что получивший при рождении имя Франц, Юречич всегда и всем представлялся как Валт. Кое-кто и вовсе называл его одержимым и говорил, что эта его страсть к замкам явно нездорова.

Впрочем, кто из нас без недостатков?!

N75_7608.JPG

Во время расследования очень скоро обнаружилось, что Юречич задолго до убийства Неды подготовил договор, согласно которому Вита передавала ему своё право собственности на замок в обмен на пожизненное содержание. В том же договоре было оговорено, что Юречич полностью отремонтирует и оборудует для её проживания бывшую мастерскую (на фотографии вверху мастерская на первом плане, слева). 

Две комнаты в замке, согласно договору, будут предназначены для Неды. Более того, выяснилось, что договор не только подписан обеими сторонами - Юречич уже некоторое время ежемесячно выплачивал содержание Вите.

Надо сказать, что Вита D'heur Schoeppl была очень впечатлительной, хрупкой женщиной, пережитое ещё в молодости к тому времени уже серьёзно сказывалось на состоянии её здоровья – все годы войны девушка помогала партизанам, чудом избежала гибели от рук оккупантов, сумев сбежать. 

Забегая вперёд, скажу, что после гибели сестры Вита прожила всего пять лет, проведя последние годы жизни в доме для пожилых людей в г. Ново Место – она покончила жизнь самоубийством в ноябре 1991 года.

Ну, долго ли, коротко ли, а на основании свидетельских показаний и собранных доказательств пришло следствие к выводу, что убийцей Неды был именно Валт Юречич.

Он и сам не отрицал, что, прогуливаясь около 22 часов, встретил у входа в замок возвращавшуюся от подруги Неду и в очередной раз крупно поссорился с ней. Крупно настолько, что ссору слышали соседи. Юречич рассказал, что Неда в очередной раз обвинила его в том, что он постоянно отирается вокруг замка и даже схватила его за рукав, требуя объяснений, но при этом утверждал, что не отвечал на пустые обвинения и просто ушёл.

Вины своей Юречич так и не признал, а я, конечно, на лавры великого сыщика и вовсе не претендую, поэтому просто расскажу вам обе версии.

N75_7613.JPG

Следствие пришло к выводу, что в промежутке между 3 и 4 часами утра, вооружившись пистолетом, Валт Франц Юречич взобрался по принесённой с собой лестнице, выдавил стекло в окне голубого салона, через это окно проник в замок и , попав таким образом в спальню Неды, ударил спящую женщину неким деревянным предметом по голове. 

Сила удара была недостаточной для того, чтобы женщина потеряла сознание, и поскольку вскочившая Неда пыталась добраться до окна и позвать на помощь, обвиняемый продолжал избивать её , а в последний момент вытащил из кармана пистолет и выстрелил в склонившуюся, окровавленную жертву.

Вот тут всё же прервусь: судмедэксперт и на суде сказал о том, что оборонительных ран на руках Неды не было, что могло говорить как о её неспособности защищаться по той или иной причине, так и о том, что Юречич левой рукой держал жертву, а правой наносил ей удары. Конечно, мог бы быть и сообщник, державший жертву во время избиения, однако следов пребывания в комнате ещё одного человека криминалисты не нашли.

Мёртвую женщину преступник отнёс в постель, стёр с неё кровь, вытер кровавые пятна в комнате, собрал окровавленное постельное бельё, стащил труп вниз по ступеням в подвал, вышел из замка через боковую дверь, закрыв её за собой, убрал лестницу. 

N75_7610.JPG

Постельное бельё он закопал в лесу на Горьяцах. Вечером следующего дня Юречич вернулся в замок уже на автомобиле, вывез труп Неды и зарыл его там, где впоследствии он и был обнаружен – вблизи от дороги из Нового места в Метлику, в 35 километрах от места преступления.

Мотив преступления был ясен и очевиден, никаких смягчающих обстоятельств суд не нашёл, и Валт Франц Юречич был осуждён на 20 лет заключения.

Gracarjev turn.jpg

Думаете, история на этом заканчивается? Не сказала бы....

Спустя пятнадцать лет убийца был уже на свободе и продолжал заниматься благородным делом – созданием и воссозданием гербов словенских городов и общин.

А пару лет назад появилось в прессе и его интервью, в котором вся это история поворачивается совершенно иначе.

Ещё на суде обвиняемый подтвердил, что в замок он забрался именно так, как и говорили криминалисты. 

Однако он утверждал, что на самом деле бросился на помощь Неде, услышав крики из замка. 

Правда, если читать материалы суда, то запутаться очень легко – он говорил то об одном напавшем на Неду, то уже о троих, которые мучили и его самого. Не отрицает, что смывал кровь в спальне, но утверждает, что сделал это лишь потому, что всё выглядело настолько ужасающим, что просто поддался неосознаннуму порыву. 

И в заключительном слове на суде он снова пытался говорить о собственном бескорыстном служении делу сохранения культурного наследия и своём недоумении по поводу того, что люди его не понимают.

Что говорит Валт Юречич в прессе спустя 34 года после гибели Неды Шёппл Зонвальд?

Не буду повторять слова о непрофессионализме следователей, отсутствии у него грамотной защиты и того, что 28 страниц заключения следствия подтверждают только то, что никакого мотива для убийства Неды у него не было.

Спустя 34 года происшествие в замке выглядело так: услышав крики из замка, он схватил лестницу и действительно забрался в голубой салон так, как это было описано следствием. Но там он попал в руки злоумышленников в масках и своими глазами видел, как Неда боролась с одним из них. 

С криком «Прекратите!» Юречич выхватил из кармана пистолет, но преступник ударом выбил пистолет из его руки. В этот момент пистолет выстрелил, пуля пролетела, не задев никого и, возможно, попала в постель. В это же время Юречич, по его словам, потерял сознание, но видел, что Неда пыталась отбиваться ножом в тот момент, когда преступник выстрелил в неё из пистолета Юречича.

Всю ночь он вроде как провёл в полубессознательном состоянии в подвале замка рядом с трупом Неды, после чего убийцы отвезли их в его же автомобиле туда, где и было обнаружено впоследствии её тело. Сам Юречич из-за полученных ударов и стресса всё последующее помнит очень плохо....

N75_7611.JPG

Верит ли ему кто-нибудь? Не знаю. По крайней мере, дочери Виты Шёппл, после смерти матери и тёти ставшие хозяйками замка Gracarjev turn, считают его убийцей и уверены в том, что именно Неда ценой своей жизни смогла сохранить замок для семьи.

Vesna Dheur slovenske novice.JPG

Но вот что показалось мне занятным – в том интервью двухлетней давности  Валт Франц Юречич говорит, что спустя годы начал с помощью профессионалов разбираться, что же на самом деле произошло в Грацаревом турне и кто были все те люди, жестоко убившие Неду.

И вот вроде как в этом расследовании выяснилось, что дело было вовсе не в замке, а в тех фамильных драгоценностях, которые хранились у Неды, и которые она якобы в тот вечер привезла в замок из Любляны.

Я не знаю ничего о том «зловещем Восточном квартале («Istočni kvart» хорв., «Vzhodna četrt» слов.) некого загребского нелегального подполья, представителей которого Юречич винит в убийстве Неды. Много всего пересмотрела и перечитала, но не нашла ничего.

Юречич утверждает, что о семейных сокровищах знали  только сама Неда и её отец, Херберт Шёппл. 

Действительно, живущие сейчас члены семьи Шёппл убеждённо говорят о том, что уже после войны практически ничего драгоценного в семье не оставалось.

Результаты поиска по запросу sprehod.jpg

А роясь в самых разных статьях, где речь идёт о бывших и настоящих хозяевах замка, я вдруг нашла один эпизод: в то время, когда замок был в руках Легиона смерти, мать Неды и Виты Власта однажды застала руководившего одним из батальонов «Легиона» Милана Краньца (Milan Kranjc) со своими драгоценностями в руках, но начавшееся в этот момент наступление партизан помогло ей сохранить сокровища – услышав стрельбу, Краньц  их просто бросил....

Прогулка по Словении

Мы используем cookie