В старый монастырь Плетерье я заезжаю, пожалуй, каждый год.
Нет-нет, я не буду грузить вас подробной историей этой картезии и картезианского ордена! Те, кого интересуют монашеские ордены, и так всё знают.
Те, кого интересуют даты подъёмов и упадков в жизни монастыря, пожаров и нападений турков, могут
на сайт картезии Плетерье зайти. Рассказать-то можно, но это ж не учебник истории))
Я, честно говоря, за бриневцем туда поехала.
Дело в том, что покупать его в лечебных целях стоит только у проверенного изготовителя, потому как запросто может попасться ненастоящий бриневец – просто фруктовый самогон, в котором ягоды и веточки можжевельника только настаивались. Но это уже не лекарство, а просто крепкий алкогольный напиток.
Настоящий бриневец (brinjevec), который делается только из можжевеловых ягод, у нас всегда есть на полочке на случай всяко-разных ротавирусов и прочих неприятностей.
Кстати, при вторичной перегонке молотых ягод можжевельника отделяется можжевеловое масло – дорогое, но тоже очень необходимое средство в нашей домашней аптечке.
В
магазинчике монастыря – те, кто там бывал, знают, что помимо алкоголя, там можно осенью купить очень вкусные яблоки и груши – вдруг вижу новое игристое вино, Resslova penina.
- С чего это она Ресслова? - спрашиваю продавца, а он так вежливо, с улыбкой: «Так год же Ресселя – мы к нему и готовились. А в Костаньевице пивной фестиваль Ресселя проходил, знаете?».
Ресселя – того самого чеха Йосифа Рёсселя, изобретателя гребного винта, своим считают и чехи, и немцы, и австрийцы, и словенцы, и итальянцы, и хорваты. Ничего странного и удивительного здесь нет.
Австрийцы – потому как все эти земли тогда входили в состав их империи. Чехи и немцы? Так мама Рёсселя - чешка, а отец - немец, и родился он в городке Хрудим, неподалёку от Пардубице, и говорили в семье на чешском языке.
А вот итальянцы, словенцы и хорваты – потому что он жил и работал на их землях. И вторая жена Рёсселя (первая очень рано умерла, оставив ему троих детей) была родом из Доленьского региона, из Вишне Горы (Višnja Gora). Да и похоронен он в мемориальном парке Навье, в Любляне.
Сюда, в Плетерье, Рёссель приехал сразу после окончания Венского университета, в 1817 году.
Почему в Плетерье? А монастыря в это время здесь и не было – все здания и земли в то время принадлежали государству, и относились к так называемому фонду образования.
Оно же как получилось: тот картезианский монастырь, что был построен в 1406 году, через почти 70 лет разрушен турками и снова восстановлен, к концу XVI века пришёл в полнейший упадок из-за влияния протестантизма и очень высоких налогов, потом опустевший монастырь прибрали к рукам иезуиты из Любляны, а в 1773 году орден иезуитов распустили и монастырь у них, само собой, забрали.
И вот как раз в тот период здесь Рёссель и работал.
Надо сказать, что выкупившие Плетерье в самом конце XIX века картезианцы впоследствии соорудили часовню в память о Йосифе Рёсселе.
Вот в эту часовню и в старую готическую церковь с сакристией (ризницей) можно зайти, а сам монастырь, конечно, закрыт для посетителей.
Но если окажетесь в этой самой готической церкви во время службы, то и там будет слышно пение монахов, и, поверьте, григорианские хоралы в тех стенах – это впечатляет.
Имя Рёсселя носит и 8-километровая тропа по Краковскому лесу – ведь он, лесничий по профессии, именно им здесь и занимался. Вообще надо сказать, что при Ресселе в лесозаготовке Австрийской империи произошло множество изменений. Он неоднократно вносил предложения по улучшению эффективного использования леса, предлагал новые формулы расчета, измерительные приборы, сети лесных дорог.
Начинается тропа у гостильны Жолнир (Žolnir) в Костаньевице на Крке – в этом городке Рёссель и жил тогда. Здесь, на реке Крке и испытывал тот самый гребной винт, самое знаменитое своё изобретение.
Впрочем, места, связанные с Йосифом Рёсселем, разбросаны по всей Словении. Дорогу из Айдовщины на Предмею, на верх горы Чавен знаете? Тоже ведь его рук дело.
Но вот Костаньевицу на Крке – самый маленький и самый старый город Доленьского региона - я и без Рёсселя очень люблю.
Тем, кто интересуется изобразительным искусством, стоит сюда приехать даже только из-за галереи «Божидар Якац» - она на краю Костаньевицы находится, в бывшем цистерианском монастыре. Но не забудьте прогуляться по старой и самой правильной части городка – она на островке среди Крки.
Островок этот искусственный, совсем крохотный, попасть туда на машине можно по любому из двух мостов, с обоих берегов Крки.
Две улицы Костаньевицы сливаются в такой вытянутый овал, так что лучше припарковать машину и прогуляться.
А если захочется сделать фотографию реки с моста, то лучше сходите на тот пешеходный мост, что у пивоварны Kitcher.
Мимо пивоварны тоже не стоит просто так проходить. Загляните, попробуйте пиво и постарайтесь там застать молодого хозяина, Анже - совершенно замечательный тип и у них очень такое классное семейное дело, где сын варит пиво, отец делает настойки и ликёры по старым секретным рецептам, сестра им сотворила эмблему их фирмы, а открытие пивоварни состоялось в день рождения словенского поэта Франце Прешерна....
И лучше Анже о достопримечательностях и особенностях Костаньевицы вам никто не расскажет, честное слово! А там есть что посмотреть – думаете, я зря туда возвращаюсь каждый год?